Магазин кулеров для воды
в Москве
Отправляем в регионы
e-mail: ofis@coolertorg.ru

Режим работы офиса:
ПН-ПТ  с 9:00 до 18:00
СБ-ВС - Выходной
+7 (495) 651-61-03
г. Москва
Все товары

Организация питьевого режима в учреждениях для детей и подростков. Методические рекомендации

2.4. ГИГИЕНА  ДЕТЕЙ  И  ПОДРОСТКОВ

 Организация питьевого режима в учреждениях    для детей и подростков

 Методические  рекомендации

 Москва  2009

                                                

                                                    Содержание

 

1.     Область  применения

2.     Нормативно-правовое  обеспечение

3.     Общие  положения

       3.1. Роль  воды  в  жизни  человека

       3.2. О  необходимости  коррекции  качества  питьевой  воды  по содержанию 

              биогенных  элементов

4.     Формы  организации  питьевого  режима

  4.1. Использование   кипяченой  воды

4.2. Использование  бутилированной  воды

4.2.1. О  маркировке  бутилированной  воды

4.2.2. Требования  к  поставщикам  бутилированной  воды

4.2.3.           Правила     пользования     бутилированной     водой   с  использованием   помпы                                                                                                 4.2.4.           Рекомендуемая инструкция по санитарной обработке ручных   помп   при   пользовании   бутилированной  водой

                        4.2.5.         Эксплуатация  кулеров

                        4.2.6.         Инструкция  по  мойке  кулера

4.2.7.         Инструкция    по   санитарной    обработке   кулеров

    5. Организация  контроля  за  питьевым  режимом в  учреждениях  для  детей  и   

подростков.

 

2.4.ГИГИЕНА  ДЕТЕЙ  И  ПОДРОСТКОВ

Организация питьевого режима в учреждениях для детей и подростков

Методические рекомендации

 

1.     ОБЛАСТЬ  ПРИМЕНЕНИЯ

 

 Методические рекомендации определяют формы, порядок и условия организации питьевого режима в учреждениях для детей и подростков  области (дошкольные образовательные учреждения, школы, школы – интернаты, интернатные учреждения, оздоровительные лагеря всех типов, учреждения дополнительного образования детей, учреждения социальной реабилитации несовершеннолетних, учреждений начального и среднего профессионального образования).

 Методические рекомендации предназначены для:

-  медицинских работников, осуществляющих медицинский контроль за  организацией  питьевого режима детей;

- специалистов органов управления образованием, руководителей,  педагогического и    вспомогательного персонала учреждений для детей и подростков;

-  должностных лиц, специалистов, экспертов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также организаций, проводящих санитарно-эпидемиологические экспертизы.

 

2.     НОРМАТИВНЫЕ  ССЫЛКИ

 

1.      Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2.      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».

3.      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды  централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

4.      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды  нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

5.      Санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».

6.      Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.,3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

7.      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 июля 2000 года №5 «О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов».

8.      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся  в  общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

9.      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации режима работы загородных  стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».

11. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным  пребыванием  детей в период каникул».

12. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребления. Общие требования» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003г. № 401-ст).

 

 

3.     ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

 

3.1.Термины и определения

 

Пищевые продукты – продукты в натуральном или переработанном  виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка. А также продовольственное сырье, пищевые добавки и  биологически активные добавки;

Питьевая вода -  вода, по качеству в естественном состоянии или после подготовки отвечающая гигиеническим нормативам и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей человека либо для производства продукции, потребляемой человеком.

Источник питьевого водоснабжения – водный объект (или  его часть) который содержит  воду, отвечающую установленным гигиеническим нормативам для источников питьевого водоснабжения, и используется или может быть использован для забора воды в системы питьевого водоснабжения.

Нормативные требования к качеству питьевой воды - это совокупность установленных научно-исследовательскими методами и регламентированных санитарными правилами допустимых показателей радиологического, микробиологического и химического состава и органолептических свойств воды, определяющих её безвредность для здоровья.

Доброкачественная питьевая вода -  вода, соответствующая  нормативным требованиям по всем четырем критериям ее оценки (эпидемическая и  радиационная безопасность, безвредность химического состава, благоприятные органолептические свойства).

Условно доброкачественная питьевая вода -  вода, не  соответствующая нормативным требованиям по показателям, нормированным по  органолептическому признаку вредности до 3 ПДК, не влияющих на здоровье  населения, но ухудшающих условия водопользования (запах и привкус до  3 баллов, мутность до 2 мг/л), а  также по санитарно-индикаторным показателям (превышение по ОМЧ больше 5% нестандартных проб в течение 12 месяцев при количестве использованных проб не менее 100 за год).

Недоброкачественная питьевая вода -  вода, не соответствующая требованиям по содержанию химических веществ, нормированных по  санитарно-токсикологическому признаку вредности на уровне более 1 ПДК,  содержанию веществ, нормируемых по органолептическому признаку вредности более 3 ПДК, мутности более 2 мг/л, содержанию радиоактивных  компонентов, а также выделению из водопроводной воды патогенных микроорганизмов и паразитарных агентов.

Кипяченая вода -  вода, подвергнутая кипячению, но уже остывшая.

Вода считается бутилированной, если она соответствует государственным стандартам, гигиеническим требованиям к питьевой воде, помещена в гигиенический контейнер и продается для потребления человеком. При  этом она не должна содержать подсластителей или добавок искусственного происхождения (ароматизаторы, экстракты и эссенции  естественного происхождения могут быть добавлены к бутилированной воде в количестве, не превышающем одного весового процента)

Бутыль для питьевой воды многоразового использования -  емкость из полиэтилентерефталата, относящаяся  к потребительской многооборотной таре, имеющая гигиенический сертификат, подлежащая санитарной обработке в условиях производства.

Кулер (вододиспенсер) – современный компактный двухрежимный  аппарат для розлива, подогрева и охлаждения питьевой воды, предназначенный только для использования бутилированной воды.

Помпа ручная -  насос для выкачивания воды из бутылей путем  нажатия на клавишу или рычаг.

Питьевой фонтанчик – сантехническая конструкция, оборудованная насадкой для питья и чашей для приема  изливаемой воды и отвода в канализацию, включающая регулятор давления, благодаря которому водная струя поддерживается на постоянной высоте и не зависит от колебаний давления воды в сети.

Вода первой категории -  вода питьевого качества (независимо от источника ее получения) безопасная для здоровья, полностью соответствующая критериям благополучия органолептических свойств, безопасности в  эпидемическом и радиационном отношении, безвредности химического состава и стабиль сохраняющая свои высокие питьевые свойства.

Вода высшей категории -  вода безопасная для здоровья и оптимальная по качеству (из самостоятельных, как правило, подземных, предпочтительно родниковых или артезианских, источников, надежно защищенных от  биологического и химического загрязнения). Должна соответствовать также критерию физиологической полноценности по содержанию основных биологически необходимых макро- и микроэлементов и более жестким  нормативам по ряду органолептических и санитарно-токсикологических показателей.

Дата изготовления - дата, проставляемая изготовителем и/или упаковщиком и информирующая о моменте окончания технологического  процесса изготовления пищевого продукта.

Дата  упаковывания (дата розлива для жидких продуктов) - дата размещения пищевого продукта в потребительскую тару.

Срок хранения - период, в течение которого пищевой продукт при  соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе.

Срок годности - период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.

Срок реализации - период, в течение которого пищевой продукт быть  реализован потребителем.

 

3.2.                    Роль воды в жизни человека

 

 Вода – самый большой по объему потребления «продукт питания» в  рационе человека, универсальное вещество, без которого невозможна жизнь и  непременная составляющая часть всего живого.

В целом организм человека состоит на  86-50% из воды (86% у новорожденного, около 70% у взрослого человека и 50% у старика).

Значение воды в жизни человека определяется теми функциями и той огромной долей, которую она занимает в общей массе тела человека и его органов.

Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода активно участвует в химических реакциях, проходящих в нашем теле, доставляет питательные вещества в  каждую клетку, выводит токсины, излишки солей.

Определенное и постоянное содержание воды – одно из необходимых условий существования живого организма. Человек чрезвычайно остро ощущает изменение содержания воды в организме и может прожить без нее всего несколько суток.

При потере воды до 2% массы тела (1-1,5 л) появляется  жажда, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при нехватке 10% появляются галлюцинации, нарушается глотание, при потере воды в объеме 12% от массы тела, человек погибает.

Недостаточное потребление воды нарушает нормальную  жизнедеятельность организма: появляется усталость и снижается работоспособность, нарушаются процессе пищеварения и усвоения пищи, замедляется течение биохимических реакций, увеличивается вязкость крови, что создает условия образования тромбов, нарушается процесс кроветворения. Без воды невозможна регуляция теплообмена организма с окружающей средой и  поддержание  постоянной температуры тела. Поскольку мозг на 75% состоит из воды, относительно его обезвоживание вызывает у клеток мозга сильнейший стресс. Обезвоживание негативно влияет на важнейшие функции  организма, ослабляя его и делая уязвимым для болезней.

Человек нуждается в постоянном выполнении затрат и потерь воды.

Потребность в воде зависит от характера питания, трудовой   деятельности, состояния здоровья, возраста, климата и других факторов. Потребность в воде взрослого человека, проживающего в средней полосе 2,5-3 л в сутки. Часть воды (1,5-2л) мы потребляем с пищей и напитками, около 3% (0,3 л) воды образуется в результате биохимических процессов в самом организме.

Потребность в воде увеличивается в среднем:

· на 10% при повышении температуры тела на каждый градус выше 37°С;

· при физической работе средней тяжести потребность повышается до 4-5л;

· при тяжелой работе на свежем воздухе до 6 л, а при работе в горячих цехах может 

            увеличиваться до15л.

 Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от  времени года, двигательной активности ребенка, и, в среднем, составляют 80 мл на 1 кг его веса.

Организация питьевого режима безопасной и качественной водой в  образовательных учреждениях является одним из обязательных требований санитарного законодательства РФ. В настоящее время допускается  использование различных форм раздачи питьевой воды, основанных на единых принципах:

·        безопасности

·        качества

·        доступности

·        систематического контроля.

Однако практическая деятельность по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора за организацией питьевого режима в организованных детских коллективах  показала, что у медицинских работников и педагогического персонала недостаточно санитарно-эпидемиологических знаний и навыков по данному вопросу.

В последние годы распространена организация питьевого режима водой, расфасованной в емкости (бутилированной), которая при условии обеспечения качества и безопасности воды является наиболее целесообразной.

Однако, при  этом важное значение имеет правильная эксплуатация оборудования для раздачи воды, его санитарная обработка и дезинфекция, условия хранения и сроки реализации воды.

Актуальность данного вопроса, отсутствие методического документа включающего все требования к организации питьевого режима в  организованных детских коллективах, обусловила необходимость разработки документа обеспечивающего единый подход к организации и контролю  качественного и безопасного питьевого режима.

 

3.3.                     О необходимости коррекции качества питьевой воды

                                               по содержанию биогенных элементов

 

Взаимосвязь влияния химического  состава питьевой воды на состояние здоровья и заболеваемость населения установлена во  многих исследованиях, как в России, так и за рубежом. По  зарубежным данным, в ряде стран в  результате непосредственного влияния на состояние здоровья населения от потребления недоброкачественной питьевой воды ущерб достигает 1665 млрд. долларов в год.

В Российской Федерации также имеют место значительные затраты, связанные с компенсацией негативного влияния на здоровье людей питьевой воды, не соответствующей гигиеническим требованиям по содержанию, основных биогенных элементов. Свыше 65% населения Российской Федерации проживает в условиях дефицита йода, что в ряде случаев является причиной развития врожденных аномалий, повышенной перинатальной смертности, снижения умственных способностей у детей и взрослых, глухонемоты.

В Российской Федерации практически повсеместно имеется недостаток фтора в питьевой воде, что обусловливает заболеваемость более 60% детей кариесом зубов, а в Оренбургской области – до 90-98%.

Избыток кальция и повышенная жесткость в подземных источниках питьевой воды увеличивает риск развития мочекаменной болезни, приводит к нарушению состояния водно-солевого обмена, раннему обызвествлению костей, замедлению роста скелета  у детей.

Установлена связь дефицита селена со снижением устойчивости организма к развитию заболеваний, с ростом сердечно - сосудистой патологии и  онкологических заболеваний, снижением иммунной реактивности организма и повышением детской смертности.

Около трети водопроводов Российской Федерации подают воду с повышенным содержанием железа, что способствует развитию аллергических реакций, болезней крови. В ряде мест использующих подземные источники, отмечаются повышенные уровни содержания натрия, хлоридов и сульфатов, что увеличивает число заболеваний гипертонической болезнью и желудочно-кишечного тракта.

Вместе с тем, по данным Института питания РАМН, в настоящее время недостаток поступления биогенных элементов с пищевыми продуктами составляет: по кальцию – 30 -40%, по йоду – 80%, по селену – 80-100%, что определяет необходимость их восполнения с питьевой  водой.

На необходимость осуществления мер по коррекции поступления биогенных элементов указано в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1999 года №  1119 « О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода».

Несмотря на создавшееся положение, в большинстве субъектах Российской Федерации не принимаются действенные меры как по проведению своевременного ремонта и реконструкции разводящих сетей и водоочистных сооружений, так и по использованию имеющихся возможностей восполнения дефицита в организме биогенных элементов за счет рациональных поставок доброкачественной бутилированнной питьевой воды.

В целях охраны здоровья населения и руководствуясь статьей 51  Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, Постановлением Главного государственного  санитарного врача РФ от 11 июля 2000 года № 5 «О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов» рекомендуется руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с руководителями органов управления образованием рассмотреть вопрос о возможности обеспечения с учетом региональных особенностей качества питьевой воды детских дошкольных учреждений и школ питьевой бутилированной водой с оптимальным содержанием биогенных элементов.

 

4.     ФОРМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ПИТЬЕВОГО  РЕЖИМА  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Основными   формами организации питьевого режима  в образовательных учреждениях  является использование кипяченой водопроводной воды; воды, расфасованной в ёмкости, и воды, подаваемой через стационарные питьевые фонтанчики.

Форму организации питьевого режима администрация образовательного учреждения совместно с родительскими комитетами выбирает самостоятельно в зависимости от вида источника питьевого водоснабжения в образовательном учреждении, химического и микробиологического состава воды.

По выбору формы питьевого режима рекомендуется проконсультироваться со специалистами Роспотребнадзора.

Согласно требованиям п.10.2 СанПиН 2.4.5.2409-08  «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» питьевой режим в образовательных учреждениях, на которые распространяется область применения данных санитарных правил и нормативов, может быть организован только в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики и вода, расфасованная  в ёмкости.

В образовательных учреждениях должна использоваться вода, соответствующая санитарным  требованиям по органолептическим показателям, безопасности в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредная по химическому составу, полноценная по содержанию основных  биологически необходимых макро- и микроэлементов.

Питьевая вода должна быть доступна  ребенку в течение всего времени его нахождения в образовательном учреждении. В общеобразовательном учреждении целесообразно устройство питьевых фонтанчиков в каждой рекреации.

Потребность ребенка в воде зависит от возраста, времени года, двигательной активности ребенка: чем моложе ребенок, тем больше количествах жидкости на 1 кг массы тела он нуждается. Ребенок  в возрасте от 1 года до 3-х лет нуждается в 100 мл воды на 1 кг массы тела, от 3 до 7 лет – в 80 мл, более старшие -  в 50 мл.

При нахождении ребенка в образовательном учреждении целый день, он должен получить не менее 70% суточной потребности в воде.

По возможности, при организации питьевого режима, наряду с  питьевой водой, следует использовать обогащенные незаменимыми микронутриентами (витаминами, минеральными веществами) инстантные (быстрорастворимые) витаминизированные напитки, допущенные в установленном порядке органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора к использованию в питании детей соответствующего возраста.

При применении на пищеблоках  образовательных учреждений для  технологических целей (для приготовления кулинарной продукции) водопроводной воды, воду целесообразно подвергать доочистке, для которой используются системы подготовки воды, допущенные к применению в установленном порядке  по согласованию с Роспотребнадзором.  Используемые для доочистки устройства (системы) должны эффективно улучшать органолептические показатели воды (показатели мутности, запаха), а также снижать в воде концентрации железа, хлорорганических соединений и  механических примесей. При использовании систем доочистки водопроводной  воды должен быть организован систематический  производственный  контроль питьевой воды, используемой для приготовления кулинарной продукции на соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды  централизованных систем питьевого  водоснабжения. Контроль качества» по показателям качества, безопасности и физиологической полноценности, а также за  своевременным проведением замены или регенерации фильтрующих элементов.

При организации питьевого режима кипяченой или бутилированной водой образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой или одноразовыми стаканчиками), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами – для сбора использованной посуды одноразового применения.

 

4.1. ОРГАНИЗАЦИЯ  ПИТЬЕВОГО  РЕЖИМА  КИПЯЧЕНОЙ   ВОДОЙ

 

Самой распространенной и доступной формой организации питьевого режима в дошкольных учреждениях является кипяченая вода.

Что же  нужно помнить при организации питьевого режима кипяченой водой:

·        Кипятить воду нужно не менее пяти минут, так как за это время большинство бактерий и вирусов погибает;

·        Для хранения кипяченой воды лучше использовать эмалированные чайники, в которые наливается кипящая вода непосредственно из электрокипятильника на пищеблоке;

·        При отсутствии кипятильника, вода кипятится непосредственно в чайниках. Кипятить воду в кухонной посуде (кастрюли, ведра) и набирать в чайники не допускается;

·        Смену воды необходимо проводить не реже чем через 3 часа с момента её розлива из электрокипятильника или кипячения;

·        При смене кипяченой воды чайник необходимо вымыть в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, для мытья рожков используют ерши.

·        До раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной  температуры непосредственно в чайнике. Оптимальная температура питьевой воды, даваемой ребенку, должна быть 18-20°С;

·        На период пока остывает вода в одном чайнике, питьевой режим должен быть организован другим чайником;

·        Для питья используют стеклянную, фаянсовую, фарфоровую чайную посуду (стаканы, чашки, кружки).  Учреждение должно быть  обеспечено достаточным количеством чистой посуды, а также промаркированными подносами для чистой и использованной посуды. Чистую  просушенную чайную посуду ставятся в специально отведенном месте на  промаркированном подносе «чистая посуда» (вверх дном), а  использованную – на отдельный промаркированный поднос «использованная посуда». Мытье чайной посуды осуществляется организованно при накоплении использованной посуды, в моечных ваннах для мытья столовой посуды.

 

 

 

 

 

 

 

4.2.ОРГАНИЗАЦИЯ  ПИТЬЕВОГО  РЕЖИМА  БУТИЛИРОВАННОЙ  ВОДОЙ

 

 

    Во всех типах детских учреждений питьевой режим может быть организован бутилированной водой, с различным типом её розлива. Допускается для разбора воды использование помп или кулеров.

 

 

4.2.1. О маркировке бутилированной воды

 

В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утв.постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. № 401-ст) вода питьевая фасованная (бутилированная) должна  иметь  на этикетке следующую информацию:

·        Наименование продукта;

·        Вид (артезианская, родниковая (ключевая), речная, озерная ледниковая);

·        Тип (негазированная);

·        Категория – первая или высшая;

·        Наименование и местонахождение изготовителя;

·        Наименование и местонахождение источника воды;

·        Общая минерализация (мг/л или г/л);

·        Общая жесткость (мг-экв./л);

·        Номинальный объем;

·        Указания по применению (для воды специального назначения);

·        Содержание основных анионов (мг/л), позволяющих идентифицировать конкретную продукцию (определяет изготовитель);

·        Товарный знак изготовителя (при наличии);

·        Дата розлива;

·        Срок годности;

·        Условия хранения;

·        Обозначение документа, в соответствии с которыми изготовлен и может быть идентифицирован продукт;

·        Информация о подтверждении  соответствия.

 

 

4.2.2. Требования  к  поставщикам  бутилированной  воды

 

 Предлагаемая   к  постановке   питьевая  вода, расфасованная  в  емкости

(бутилированная), желательно должна относиться к высшей или первой категории качества в соответствии с ГОСТ   Р  52109-2003 «Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия» и СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества», и иметь государственную регистрацию. Особое значение имеют следующие показатели минерального состава воды:

• йода должно быть в диапазоне 40-60 мкг/л;

• фтора должно быть в диапазоне 0,6-1,2 мг/л;

• кальция должно быть в диапазоне 25-80 мг/л;

• магния должно быть в диапазоне 5-50 мг/л;

• калия должно быть в диапазоне 2-20 мг/л;

• гидрокарбонатов должно быть в диапазоне - 30-400 мг/л.

•    При этом отношение содержания магния к содержанию кальция должно быть близко к1/3.

• в воде должны отсутствовать ксенобиотики - токсичные металлы, галогены (кроме йода) и др.

           Поставка  воды  должна  быть организована  таким образом, чтобы  обеспечить бесперебойное   обеспечение   водой   всех  воспитанников  в  течение  все­го  периода пребывания в образовательном учреждении.

Поставщик должен обеспечить регулярную поставку воды для обеспечения питьевого режима.

Поставки воды не должны создавать помех образовательному процессу и опасности для жизни и здоровья воспитанников, а также персонала образовательного учреждения.

Поставка воды в детские и подростковые учреждения должна осуществляться специальным транспортом, обеспечивающим сохранение ее качества и соблюдение санитарных норм и правил в течение всего периода поставок независимо от времени года. Выделяемый для перевозки воды транспорт должен иметь санитарный паспорт. При поставке воды в детское или подро­стковое учреждение лица, сопровождающие тару с водой в пути следования и выполняющие их погрузку и разгрузку должны иметь личную медицин­скую книжку с отметкой о прохождении медицинских осмотров, результатах лабораторных исследований и прохождении профессиональной гигиениче­ской подготовки и аттестации.

Расфасовка воды должна обеспечивать удобство организации питьевого режима в детских и подростковых учреждениях.

Упаковочная тара (пластиковая бутылка и пробка) должна быть изготовлена из материалов, разрешенных органами Роспотребнадзора.

На каждую партию воды должны быть представлены документы, подтверждающие её качество и безопасность.

 

4.2.3. Правила  пользования  бутилированной  водой  с  использованием   помпы

 

Насос предназначен для удобства извлечения воды из бутыли и обеспечивает требования гигиены при использовании воды, ее сохранность в открытой таре.

                                                                                                

 Схема устройства помпы:

 

  1 - нажимной стакан

2 – насос

3 - наливной кран

4 - основание

5 - водозаборная труба

6-дополнительная секция трубки

7 - ёршик 

 

 

 

             

    При установке насоса необходимо:

•  снять полиэтиленовую упаковку (пленку) с бутыли;

•  тщательно вымыть руки;

•  протереть горловину бутыли чистой салфеткой;

•  снять с бутыли защитный колпачок и пробку;

•  вставить дополнительную секцию в водозаборную трубку, затем собранную

   трубку вставить в насос, вставить насос в бутыль;

•  закрутить на бутыль основание насоса, присоединить кран к насосу;

•  через несколько поступательных движений нажимного стакана вода будет 

   вытекать из отверстия носика наливного крана.

 

1.     Сохраняйте маркировку с бутыли с информацией о дате выпуска воды до конца ее использования. На каждую партию воды необходимо иметь документ, подтверждающий ее качество и безопасность.

2.     Бутыль с водой должна быть установлена в прохладном месте (температура не выше 20º С), куда не попадают прямые солнечные лучи.

3.     Доступ детей к бутылям должен быть исключен. Необходимо следить за тем, чтобы дети не касались руками носика помпы, не пытались пить воду непосредственно из носика помпы.

4.     Разбор воды должен осуществляться воспитателями или помощниками воспитателей. Соблюдение правил личной гигиены при этом обязательно.

5.     При каждой смене бутыли проводите мойку и санитарную обработку помпы.

6.     При наливе воды следите, чтобы носик крана не касался стакана.

7.     Исключите засасывание жидкости из стакана в бутыль обратным током (кран глубоко в стакан не опускать).

8.     Производите замену емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.

9.     1 раз в 3 месяца рекомендуется отправлять помпу на санитарную обработку в компанию, осуществляющую доставку воды в детские и подростковые учреждения.

 

 

4.2.4 Рекомендуемая инструкция по санитарной обработке ручных помп при пользовании бутилированной водой*

 

*приведенные ниже инструкции по санитарной обработке ручных помп и кулеров являются рекомендацией, в случае, когда поставщиками бутилированной воды предлагается иной порядок действий, целесообразно его согласовать с Упралением Роспотребнадзора

 

Мойку и санитарную обработку помпы в детских учреждениях рекомендуется проводить при каждой смене бутыли сотрудниками, у которых в должностных инструкциях прописаны данные обязанности.

 

 

 

 

Мойка и санитарная обработка помпы включает в себя следующие этапы:

 

1. Тщательно вымойте руки перед началом мойки и санитарной обработкой помпы.

2. Снимите помпу с бутыли, выньте из нее наливной кран, водоразборные трубки и 

    разъедините их.

3. Промойте все наружные и внутренние поверхности водоразборных трубок и наливного крана с использованием ершика под проточной водой.

4. Приготовьте раствор дезинфицирующего средства в концентрации для мытья столовой посуды (дезинфицирующее средство должно быть разрешено для данного вида обработки, иметь инструкцию по его применению и документ, подтверждающий его безопасность).

5. Поместите основание помпы в емкость с  раствором так, чтобы все отверстия для воды были погружены (до насоса). Поместите туда же наливной кран, водоразборные трубки помпы, чтобы они были полностью погружены в раствор дезинфицирующие средства. Время экспозиции определяется в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующего средства.

6. Протрите наружные поверхности нажимного стакана и насоса (те части, которые не были погружены в раствор) чистой салфеткой, намоченной в растворе дезинфицирующего средства.

7. Промойте наливной кран и водоразборные трубки под проточной водой (длительность ополаскивания определяется в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующего средства). Погрузите трубки, кран, основание насоса в емкость с горячей кипяченой водой.

 8. Высушите на чистом полотенце или салфетке. Помпа готова к использованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.5. Эксплуатация кулеров

 

Кулер является тем устройством, через которое питьевая вода попадает к человеку. Как только бутыль с водой установлена на кулере, качество воды перестает зависеть только от качества разлива ее на производстве.

Необходимо проводить регулярную очистку поверхностей кулера, контактирующих с водой, и их санитарную обработку. Санитарная обработка необходима, но эффективна она только после общей очистки, когда с поверхностей кулера удалена биопленка. Без предварительной очистки санитарная обработка незначительно сокращает число бактерий в кулере.

 

4.2.6. Инструкция по мойке кулера

 

1.     Для мойки кулера Вам потребуется: чистая щетка, жидкое средство для мытья посуды, чистая влажная салфетка, чистая сухая салфетка.

2.     Мойку лучше проводить при замене  бутылки.

3.     Перед началом мойки тщательно вымойте руки.

4.     Снимите бутыль с кулера (если вода остается в бутыли, снимайте ее аккуратно, чтобы клапан, закрывающий крышку, не всплыл на поверхность; если клапан всплыл, следует дождаться опорожнения бутыли, а затем ее снимать).

5.      Тщательно промойте все наружные поверхности щеткой с жидким средством для мытья посуды. Особое внимание уделите верхнему участку вокруг иглы, куда надевается бутыль.

6.      Снимите поддон, выньте из него решетку, промойте поддон щеткой с моющим средством, а затем тщательно прополосните его проточной водой. Протрите насухо чистой сухой салфеткой.

7.      Протрите начисто все поверхности кулера влажной чистой салфеткой, следите, чтобы не осталось следов пены моющего средства.

8.     Затем сухой салфеткой насухо протрите все поверхности кулера.

9.      Вставьте поддон на место.

10.                        Установите бутыль на кулер, предварительно сняв стикер.

11.                        Слейте из каждого крана по полстакана воды, чтобы промыть краны от возможного попадания моющего средства.

12.                        Кулер готов к использованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.7. Инструкция по санитарной обработке кулера

   1. Для санитарной обработки кулера потребуется:  чистая щетка, ершик, резиновые

перчатки, жидкое моющее и дезинфицирующее средство для мытья посуды, 4 бутылки емкостью не менее пяти литров очищенной воды, чистая влажная салфетка, чистая сухая салфетка.

   2. Санитарную обработку следует проводить при замене бутылки.

   3. Перед началом процедуры тщательно вымойте руки.

   4. Снимите  бутыль  с  кулера. Слейте  в чистые емкости воду, откройте задние слив- ные отверстия и слейте воду из них.

   5. Пока  вода  сливается, разведите  дезинфицирующий  раствор. Для этого откройте 1 пятилитровую  бутылку   очищенной   воды  и   добавьте   в  нее   дезинфицирующее средство, закройте   бутылку   крышкой   и  взболтайте.  Затем   оставьте   бутылку   до полного    растворения    дезинфицирующего    средства    в   воде.  Соблюдайте   меры  предосторожности   при   работе   с   дезинфицирующим   средством.

   6. Закройте   заднее   сливное   отверстие   и   опустите  краны  в обычное  положение    «закрыто».

   7. Открутите краны, тщательно  промойте  их  изнутри и снаружи щеткой и ершиком с  использованием  средства  для  мытья посуды. Тщательно прополощите их в проточ- ной  воде.

   8. Промойте все внешние поверхности кулера, согласно Инструкции по мойке кулера, до п.9 включительно.

   9. Прикрутите краны на место (если вы стоите лицом к передней панели кулера, справа – кран синий, слева – красный кран).

   10.Проверьте дезинфицирующий раствор, дезинфицирующее средство должно быть полностью растворено.

   11.Откройте краны, подставьте под них емкости. Аккуратно налейте дезин- фицирующий раствор в верхнюю чашу кулера (углубление, где располагается игла для бутыли) до тех пор, пока из крана польется раствор. Проверьте, что из каждого крана льется раствор. Закройте краны. Продолжайте наливать раствор в верхнюю чашу до заполнения (игла должна быть скрыта дезинфицирующим раствором).

   12.Оставьте кулер с дезинфицирующим раствором  на время, необходимое для дезинфекции в соответствии с инструкцией по применению.

   13.Слейте дезинфицирующий раствор из кранов, затем из задних сливных отверстий.

   14.Закройте задние сливные отверстия.

   15.Откройте краны, подставьте под них емкости. Наполните верхнюю чашу кулера очищенной питьевой водой из пятилитровой бутыли до тех пор, пока из крана не польется вода. Проверьте, что из каждого крана льется вода. Закройте краны, Продолжайте наливать воду в верхнюю чашу до заполнения (игла должна быть скрыта водой). Затем слейте воду  из кранов. Воду, которой осуществляется промывка, нельзя пить, так как в ней могут быть следы дезинфицирующего средства.

   16.Повторите п.15 еще два раза. Всего необходимо промыть кулер водой 3 раза.

   17.Установите полную 19 литровую бутыль на кулер, предварительно сняв стикер.

   18.Кулер готов к использованию.

   19.Если после проведения санитарной обработки у воды из кулера появился привкус, это значит, Вы не достаточно промыли кулер, следует повторить п.15.

  20. Рекомендуется проводить санитарную обработку клера раз с 6 месяцев.

 

      Обратите внимание, что для санитарной обработки помп, кулеров необходимо выбирать дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в пищевой промышленности, официально зарегистрированные в РФ и имеющие инструкцию по использованию.

 

 

      Для использования в детских и подростковых учреждениях, в том числе на пищеблоках, а также на базовых предприятиях питания обучающихся, воспитанников, рекомендуется использовать дезинфицирующие средства на основе четвертичных аммониевых соединений (ЧАС), не содержащих хлора, фенолов, альдегидов, гуанидинов. Выбранное дезинфицирующее средство должно характеризоваться широким спектром антимикробного действия, обязательно включающим не только возбудителей бактериальных инфекций (дизентерии, сальмонеллеза), но и ротавирусы, энтеровирусы, норволквирусы, ЕСНО-вирусы, вирус гепатита А, вирусы гриппа, ОРВИ и т.п. (так называемый вирулицидный эффект препарата), а также микобактерии, хламидии, грибы. Желательно, чтобы растворы дезинфицирующего средства имели моющие свойства и для них была характерна хорошая смываемость, нейтральный показатель рH. Важным показателем является достаточная стойкость дезинфицирующих средств  в  рабочих растворах (срок годности растворов не менее 2-х недель). Крайне важно, чтобы выбранное дезинфицирующее средство характеризовалось низкой токсичностью – желательно, чтобы по параметрам острой токсичности оно относилось к IV классу (малолопасные соединения) по ГОСТ 12.1.007-76 при энтеральном, парэнтеральном, а также при ингаляционном введении, не обладало кумулятивными и сенсибилизирующими свойствами. Целесообразно выбирать универсальные дезинфицирующие средства, которые можно было бы использовать для обработки всех имеющихся объектов дезинфекции – различных поверхностей, любых предметов производственного окружения на пищеблоке, предметов обихода, посуды, инвентаря, санитарно-эпидемиологического оборудования и т.п. (кроме рук персонала, для обработки которых, как правило, выпускают специальные средства). Дополнительным преимуществом дезинфицирующего средства является возможность использовать его для обработки яиц. В инструкции по применению должны быть предусмотрены все необходимые режимы дезинфекции (текущий и профилактический) для различных объектов дезинфекции, с учетом спецификации образовательного учреждения (предприятия питания).

При выборе дезинфицирующего средства учитывайте, что препараты на основе:

- хлора – недорогие, эффективные и доступные средства для санитарной обработки. Но в отдельных случаях могут вызвать коррозию металла и воздействовать на пластик.

- йода более эффективны и вызывают меньше коррозии, но после них могут оставаться пятна.

- аммиака, обычно используется для дезинфекции на пищевых предприятиях из-за  того, что они не вызывают коррозии и не оставляют пятен. Но эти вещества токсичны и не должны оставаться на кулере и помпе после дезинфекции.

 

 

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ПИТЬЕВЫМ РЕЖИМОМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

1.                В учреждении должен систематически осуществляться производственный, в том числе лабораторный, контроль за качеством и безопасностью питьевой воды в соответствии с гигиеническими требованиями.

2.                Должностной инструкцией или приказом руководителя должно быть вменено в обязанность конкретному сотруднику обеспечение контроля за выполнение санитарных требований к организации питьевого режима в учреждении.

3.                В дополнение к гигиеническому обучению и аттестации в установленном порядке лицам, ответственным за конкретную группу детей в учреждении (групповая ячейка, класс и др.), необходимо провести инструктаж по соблюдению режимных моментов при использовании выбранной формы организации питьевого режима.

4.                 При получении результатов протоколов воды, не соответствующих гигиеническим нормативам необходимо выяснить причины сложившейся ситуации и принять управленческие решения к их устранению.

5.                Должна быть проведена разъяснительная работа с родительским комитетом о необходимости выбора наиболее безопасной формы организации питьевого режима в учреждении.

 

 

Назад к списку новостей